Общешкольной задачей трудового обучения в школе является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности. |
Трудовое обучение в школе ведется с 1 – 4 класс (обучение труду в начальном звене), с 4 класса организованы экскурсии в учебные мастерские среднего звена с целью ознакомления обучающихся с профилями дальнейшего профессионально – трудового обучения, с 5-го по 9 классы – профессионально – трудовое обучение. Учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей. В школе имеются 2 швейных мастерских, 2 столярных мастерских, кабинет сельскохозяйственного труда, кабинет парикмахерского дела. |
Все мастерские отвечают санитарно-гигиеническим нормам и требованиям техники безопасности при обучении и работе в них учащихся. В каждой мастерской имеются паспорта кабинетов, инструкции по охране труда для сотрудников и обучающихся. |
Каждая мастерская оснащена необходимым современным оборудованием (швейные машины, оверлоги, швейно-вышивальная машина, манекены, станки, верстаки и различные инструменты и приспособления ручного труда). |
На уроках трудового обучения большое внимание уделяется осознанному выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках, когда учащиеся выполняют заказы школы. Например, в швейных мастерских учащиеся выполняют работу по пошиву постельного белья, фартуков для столовой и мастерских, штор для спален. В столярных мастерских ребята собирают школьную мебель, изготавливают полки для книг, подставки для цветов и т.д. На уроках сельхоз. труда учащиеся занимаются оформлением и дизайном пришкольных участков, посадкой декоративных растений, саженцев, прополкой сорняка, сборкой семян. В кабинете парикмахерского дела ученики выполняют стрижки младшим школьникам, учатся делать модельные стрижки, причёски своим товарищам. |
Организация производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция учащихся средствами труда, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей. В процессе обучения учащиеся выполняют привычные действия, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит процесс адаптации учащихся к трудовой деятельности. Эффективная профессиональная трудовая деятельность является ядром социально-нормативного поведения и решает такие задачи, как, например: - формирование интеллектуальных умений в труде; - становление личности ученика в процессе трудового обучения по выбранному профилю; - обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту. |
Программа трудового обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет профессиональную направленность и предоставляет учителю огромные возможности для воспитания у учащихся готовности к труду. Приобретение технико-технологических знаний, умений и навыков по изучаемой профессии позволяет детям после школы включиться в производительный труд, так как своеобразие задач и контингента учащихся наших школ обуславливает специфику осуществления профессиональной работы путем выбора наиболее эффективных форм и методов ее проведения. В процессе профессионально – трудового обучения организована профориентационная работа: • Содействие профессиональному самоопределению учащихся и решение задач развития представлений и понятий, связанных с миром профессий. Данная задача решается посредством вовлечения учащихся в активное участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях по профессионально – трудовому обучению: - кружковая работа: - факультативы по трудовому обучению; - декады труда; - экскурсии; - тематические методические недели; - конкурсы-выставки. • Адаптация учащихся к условиям производительного труда и к труду на производстве, через организацию условий труда в мастерских, приближённых к производственным условиям. • Помощь в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений по формуле «хочу-могу-надо», способствование развитию собственной практической готовности и способности для получения доступного образования по тем профессиям, которые доступны по состоянию здоровья. • Развитие представления о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства в процессе знакомства с источниками получения информации о вакансиях на рынке труда. Выпускники школы продолжают учебу в ПТУ и колледжах района, края. Немаловажное значение в процессе профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида имеет связь школы и профессиональных училищ, в которых могут обучаться эти лица. Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уроках школьников ориентируют на продолжение профессионального обучения в конкретном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, посещение преподавателей ПУ школы, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище). Учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения профессиональных училищ. Помощь детям заключается, прежде всего, в оказании им психолого - педагогической поддержки. Такая поддержка направлена на развитие у них уверенности, осуществляется обеспечение информацией о реальных возможностях получения профессии, имеет коррекционную направленность занятий на основе формирования адекватной самооценки своих возможностей т.к. эти обучающиеся страдают от недостатка информации по многим вопросам, касающимся выбора профессии. В процессе информирования (как через участие в мероприятиях, так и через самостоятельную работу с информацией) ученик может соотнести свои желания и предпочтения с теми возможностями, которые предоставляет ему социум. Отдельным направлением в информационной работе становится знакомство учащихся с теми организациями и специалистами, которые могут помочь в выборе будущей специальности или трудоустройстве – центрами занятости молодежи, профориентационными службами и т.п. Одним из главных направлений работы школы является трудовое обучение и профессиональная подготовка учащихся для успешной самореализации в обществе. |
Учитель трудового обучения Дериглазова Е.Н. |